УФАС по Белгородской области. Ключевые события, тенденции и приоритеты
Отвечая, одновременно, на зов уже сложившейся, приятной традиции, и информационного долга, 28 января 2015 года состоялась ежегодная встреча руководителя УФАС по Белгородской области Петрова Сергея Владимировича с представителями компании "Гарант-Сервис-Белгород". Уважаемый эксперт охотно поделился сводкой актуальных новостей одного из самых востребованных ведомств в стране и регионе, равно как и собственным мнением в отношении ряда общественно важных вопросов.
Петров С.В.: Здравствуйте! Действительно, в 2014 году в Белгородской области имели место и нарушения со стороны монополистов, органов власти и местного самоуправления, и штрафы налагались на общую сумму 6 млн. 337 тыс. рублей. Но мы с Вами видим наши новые приоритеты каждый день, хотя бы заходя в магазины.
Рост цен на продукты питания и практически все остальные категории товаров – это проблема не только ФАС, но и нашего государства в целом, в первую очередь - обычных граждан. 25 декабря зам. руководителя ФАС России Геннадий Цыганов, который как раз курирует направление АПК, проводил брифинг. Он сказал следующее: очень часто антимонопольному ведомству на продовольственном рынке делать нечего, поскольку этот рынок очень конкурентен, на нём тысячи игроков. Сложность для нас состоит в том, что для того, чтобы признать сам факт нарушения в росте цен (даже в несколько раз), необходимо доказать наличие у продавца монопольно высокой доли на рынке товара.
В Белгородской области на розничном рынке продажи продуктов питания нет ни одного монополиста, и никогда не было! За 24 года работы антимонопольного органа по Белгородской области ни разу не признавалась монопольно высокой цена на какой-либо вид продуктов питания. Со своей стороны нам гораздо легче признать нарушение со стороны естественного монополиста. А в данном случае единственный путь выявления нарушений– это найти согласованные антиконкурентные действия между продавцами. Ведь антимонопольный орган выявляет нарушения не путем обхода магазинов, как часто преподносится по телевидению, а в тиши кабинетов, за изучением договоров и иных первичных документов, хранящихся в бухгалтериях и отделах сбыта торговых объектов. Ежегодно мы находим по 2-3 таких договора в год, где содержатся противоправные антиконкурентные условия. А все крупные сетевые продавцы продуктов у нас в области - это филиалы юридических лиц, зарегистрированных, например, в Краснодаре, или Калининграде. Там и находится их первичная документация, в том числе, договора. В белгородских филиалах сетевиков её, как правило, нет.
Вообще, за 2 полугодие 2014 года на "горячие линии" ФАС России по всей стране в этом отношении поступило порядка 3800 заявлений о росте цен на продукты питания, возбуждено 300 дел о нарушении антимонопольного законодательства, и только в 10 случаях антимонопольным органам удалось признать факты нарушений. И эти 10 решений, могут быть обжалованы в суды. Оставят ли их в силе - не знает никто.
Конечно же, резкий рост цен - это вызов, причем вызов самому российскому законодательству и законодателям. По советской теории государства и права, закон – это, выраженная в письменных, общеобязательных государственных предписаниях воля господствующего класса. 99% населения сегодня говорит, что, ну неправильно это, все то, что на наших глазах происходит. И сам я с этим полностью согласен. Но закон, по сути, это позволяет.
При этом у нашего правительства есть один механизм: согласно Постановлению № 530 от 15 июля 2010 года, если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта Российской Федерации (той же Белгородской области) рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, то Правительство РФ может установить предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории этого субъекта Федерации на срок не более 90 календарных дней. Однако такие предельные розничные цены никогда не устанавливались. По этому вопросу вице-премьер Аркадий Дворкович недавно высказал обоснованное мнение, что если правительство когда-нибудь и использует этот механизм, то мы можем столкнуться с ещё более острой проблемой – жесточайшим дефицитом товаров. А это может быть гораздо хуже роста цен. Я прекрасно помню лето 1991 года, когда заходишь в наш универмаг "Белгород" - (это просто нужно было заснять) – весь первый этаж пустой! Стояли пара прилавков, на которых продавались лишь два (!) вида товаров – бюстики Дзержинского и пластиковый красный цветок "гвоздика". Все! Купи хоть сто бюстиков, дефицита в них не было. И цена была низкая! Но больше не продавалось ничего.
Чем еще отличался минувший год от предыдущего? Резко возросло количество заявлений о нарушении рекламы путем рассылки массовых SMS-сообщений. Наверное, каждый с этим столкнулся. Всего в сфере рекламы нами было получено 114 заявлений, из них 68 касалось SMS. А самое печальное здесь то, что ни в одном случае мы не смогли найти конкретного нарушителя. Цепочка передачи этих сообщений составляет порядка 6-7 различных субъектов, почти все они находятся за пределами Белгородской области. По моему мнению, либо выбранные государством меры пресечения подобных рассылок без согласия абонента на сегодняшний день пока ни к чему не привели, либо гражданам о них пока еще недостаточно широко известно.
Петров С.В.: Вы знаете, в прошлом году общее количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства выросло почти в полтора раза. И только за счет того, что у нас идет масса жалоб и обращений граждан на незаконные действия страховых компаний, которые навязывают дополнительные услуги при автостраховании, либо всячески уклоняются от заключения договоров ОСАГО. В 2013 году у нас было 4 жалобы на страховые компании, а в 2014-м – 105! ФАС в данном случае может признать факт нарушений и наказать монополиста - в Белгородской области это ООО "Росгосстрах". И мы его признали нарушителем, наказали на 735 тысяч рублей, выдали предписание о прекращении навязывания страхования жизни. Но решение и предписание были обжалованы в суд, что автоматически приостановило действие предписания. Первая судебная инстанция оставила акты УФАС в силе, на 10 февраля назначена апелляция. За неисполнение данного предписания мы сейчас никого оштрафовать не можем, так как дожидаемся решения суда в Воронеже. И по сходным, идентичным проблемам возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства тоже не получится – необходимо продлять действие предписания, если его оставит в силе суд. Только тогда мы сможем налагать штрафы за неисполнение предписания.
Один такой штраф на 500 000 рублей мы все же наложили на ООО "Росгосстрах" в период когда предписание не было приостановлено, но и он был обжалован в суд. Получается, что законодательство дает возможность нарушителям, даже признанным таковыми впоследствии судом, по полгода не исполнять наши предписания и массово нарушать права граждан. А жалобы от них продолжают поступать.
Помимо "Росгосстраха" в Белгородской области действуют филиалы еще 25 страховых компаний, но монополистами они не являются. Ранее в управлениями ФАС а Ростове и Башкортостане был выявлен и признан общий сговор страховых компаний, сейчас эти дела находятся в суде. Безусловно, всем нам очень интересно, чем эти процессы закончатся. В случае подтверждения в суде наличия такого антиконкурентного сговора, мы здесь, в свою очередь, также сможем привлекать к ответственности и другие страховые компании, а не только лишь монополиста.
Петров С.В.: Полномочий, я считаю, достаточно. За непредставление информации для хозяйствующих субъектов у нас штраф до полумиллиона рублей. Их не так много, но каждый год 2-3 штрафа подобных мы налагаем. В частности, так было оштрафовано небезызвестное белгородцам ОАО "Колос", хлебозавод. Нам пришлось его оштрафовать на 300 тыс. рублей, причем по совершенно безобидному поводу. На них поступила жалоба от тульских производителей пряников за использование обозначения "тульский пряник" на выпускаемой продукции. В обычном порядке рассмотрения такого заявления мы запросили у ОАО "Колос" информацию, а они, по непонятным причинам, ее не предоставили, да при этом обжаловали наш запрос в арбитражном суде как, якобы, незаконный. Арбитражный суд "Колосу" отказал, а мы получили необходимую информацию и сделали вывод, что в отношении своей продукции наш хлебозавод ничего не нарушает, и никаких посягательств на тульские пряники с их стороны не было. Но за непредставление информации организация была оштрафована на 300 тыс. рублей.
В то же время попадаются мошеннические фирмы, которые проходят по сфере законодательства о размещении государственного заказа. Они участвуют в торгах, собираясь, например, проводить дорогу, выигрывают их, при этом сами находятся в Хабаровске или Владивостоке. Мы у них спрашиваем: "Как вы собираетесь завозить асфальт и бетон?", на что они отвечают "А везти будем из Московской области". При том, что бетон для этих целей за два часа уже портится. И получить информацию от таких фирм-однодневок порой очень и очень непросто.
Петров С.В.: Закон 44-ФЗ эффективен, на наш взгляд. Причём последствия его нарушений для чиновников печальные. За нарушение закона о размещении заказа должностное лицо может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей. Для любого человека это сумма не маленькая. И у нас этих штрафов довольно много.
Территориальный антимонопольный орган ведет контроль всех федеральных закупок и может их планово проверять. Если к нам поступают жалобы, то мы также рассматриваем жалобы на размещение заказа, как для нужд Российской Федерации, так и для субъекта РФ, и муниципалитетов. Но более половины из них пишутся не так, как следует. А ведь требования регламента жесткие, в том числе к указанию адреса, организационно-правовой формы, к подписи ответственного должностного лица. В прошлом году к нам поступило 174 жалобы, принято к рассмотрению 75 жалоб, а нарушений было признано обоснованными - всего лишь 10. То есть обоснованной мы признаём лишь 1 жалобу из 17-ти поступивших.
Должен сказать, что и Арбитражный суд Белгородской области, и Белгородский областной суд в отношении законодательства о размещении заказа нас практически всегда поддерживают. Кроме того, Белгородский областной суд самостоятельно публикует сведения о нарушителях, если они обжалуют наши решения в суде и проигрывают, несмотря на высокие чины и регалии, что мы также очень приветствуем.
Петров С.В.: Действительно, эта история получила серьезный резонанс в Белгороде. Все началось с того, что студентка из НИУ БелГУ попросила в кассе автовокзала продать ей билет на автобус. И оказалось, что ей продали не только билет, но и страховку от ОАО "Русская страховая транспортная компания". Сумма за страховку небольшая, но сам факт неприятен. Она обратилась к нам, мы начали этот вопрос рассматривать, поехали на проверку. И выяснили, что у нас не один белгородский автовокзал работает, а целых три. Все ООО, только один пишет название, скажем, с большой буквы, другой - с маленькой, третий – все большими буквами. Такие ситуации вызывают много вопросов. Зачем прятаться, если ты такой уважаемый? Почему вас здесь трое? Мы нашли подтверждающую факт нарушения документацию и провели анкетирование на сайте, где многие люди нам сообщили - да, действительно, мы тоже столкнулись с этим. Со своей стороны мы признали это нарушениями, выдали предписание и оштрафовали автовокзал, страховую компанию, руководителя автовокзала и филиала страховой компании. Акты УФАС были обжалованы в суды, и пока не ясно, чем закончатся слушания.