Верно ли, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ требование о взыскании неустойки необходимо направлять по каждому этапу исполнения (а в дальнейшем размещать), то есть в конце исполнения контракта общее требование выставить невозможно?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закон не требует направлять контрагенту отдельные требования об уплате неустоек по каждому из выделенных в контракте этапов. Формально информация о начислении неустоек должна направляться для включения в реестр в течение пяти рабочих дней с даты исполнения либо расторжения контракта. Однако в правоприменительной практике представлен подход, согласно которому указанный срок начинает течь со дня направления контрагенту требования об уплате неустоек.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) информация об исполнении контракта, в том числе информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, направляется для включения в реестр контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
По существу аналогичным образом урегулирован этот вопрос и Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, где дополнительно указано на то, что в реестре отражается информация не только о начислении неустоек, но и об их оплате (п. 12 указанных Правил).
По смыслу приведенных норм предусмотренный ими срок, отведенный на направление информации о начисленных неустойках для включения в реестр контрактов, начинает течь с даты исполнения либо расторжения контракта, но не с даты направления контрагенту требования об уплате неустойки. Закон, указывая на обязанность заказчика направить контрагенту, нарушающему условия контракта, требование об уплате неустоек (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), не устанавливает срока, в течение которого такое требование должно быть направлено заказчиком (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 305-ЭС17-22807 по делу N А40-19731/2017, п. 4.2.10 Методических указаний по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов (утверждены распоряжением Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр). Ни из одной нормы закона не следует, что в случае нарушения контрагентом срока исполнения, предусмотренного этапом контракта, требование об уплате неустойки должно быть направлено заказчиком контрагенту немедленно по истечении указанного срока. Не следует из Закона N 44-ФЗ и необходимости формирования заказчиком отдельных требований об уплате неустоек применительно к ненадлежащему исполнению (просрочке) каждого из выделенных в контракте этапов. Представляется, что заказчик вправе объединить соответствующие требования в одном документе, который может быть сформирован в том числе по итогам исполнения контракта или после его расторжения.
В правоприменительной практике представлен подход, предполагающий, что срок для направления информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) должен исчисляться со дня направления заказчиком требования о начислении неустойки (штрафа, пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Именно такое мнение выразил Минфин России в п. 2 письма от 28.05.2014 N 02-02-07/25618. Примеры этого подхода можно обнаружить в решениях антимонопольных органов (постановление УФАС службы по Новгородской области от 12.02.2019, решение ФАС от 20.09.2016 N ПГОЗ-308/16). Представляется, что из нормативных актов упомянутый подход не вытекает. Заказчик, безусловно, вправе направлять информацию о начислении неустоек для включения в реестр контрактов непосредственно после направления соответствующего требования контрагенту. При этом поскольку иное нормативными актами не предусмотрено, формально срок для направления этой информации начинает течь именно с даты исполнения либо расторжения контракта. Однако учитывая существование обозначенного подхода, во избежание неблагоприятных последствий (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ), на наш взгляд, целесообразно в течение пяти рабочих дней направления контрагенту требования направлять соответствующие сведения для включения в реестр контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
28 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.