При заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик настаивает на включении в договор следующего пункта: "Настоящим Поставщик (Подрядчик, Исполнитель) декларирует, что соответствует требованиям к участникам закупки, установленным ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ". Поставщик возражает против включения данного пункта в контракт, мотивируя это тем, что, во-первых, договор заключается без проведения конкурсной процедуры, во-вторых, по мнению поставщика, включение данного пункта дает заказчику право запросить документы, подтверждающие отсутствие задолженности у поставщика по налогам и сборам. Может ли заказчик запросить информацию об отсутствии налоговой задолженности без включения данного пункта в договор? Можно ли утверждать, что включение данного условия не влечет негативных последствия для контрагента, но важно для заказчика (и если да, то почему)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включение в контракт, заключенный на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пункта, декларирующего соответствие единственного поставщика требованиям к ч. 1 ст. 31 этого закона, не является обязательным.
При этом само по себе наличие такого пункта в контракте каких-либо правовых последствий для сторон контракта, в том числе негативных, не влечет, но также и не предоставляет заказчику никаких дополнительных прав в отношении поставщика (в том числе права запрашивать и получать информацию о имеющихся у поставщика задолженностях).
Подобное условие контракта носит лишь декларативный характер и указывает (формально) на соответствие контрагента единым требованиям, предъявляемым к участникам закупок, единственным поставщикам в силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
С 1 января 2022 года редакция части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусматривает обязательное условие об установлении единых требований как при проведении любых конкурентных закупок, так и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) в случаях, когда такой контракт заключается по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ проверка соответствия участника закупки установленным требованиям относится к компетенции комиссии по осуществлению закупок. При этом такая комиссия создается исключительно для проведения конкурентных процедур, на что буквально указано в ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. При закупках у единственного поставщика такая комиссия отсутствует. Из этого можно сделать формальный вывод, что при закупках, осуществляемых на основании пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик осуществлять проверку соответствия контрагента единым требованиям части 1 ст. 31 указанного Закона не обязан. При этом нельзя не учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, которыми обязаны руководствоваться заказчики (ст. 12 Закона N 44-ФЗ), а также персональную ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами. Иными словами, игнорировать соблюдение единых требований ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случаях осуществления закупок у единственного поставщика по соответствующим основаниям заказчик не вправе. При этом способы проверки соблюдения единых требований законодательством не установлены. Официальных разъяснений по данному вопросу нет.
По общему правилу контракт должен включать обязательные условия, предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В то же время соответствие контрагента требованиям части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ является не условием контракта, которые согласовывают стороны при его заключении, но условием, при соблюдении которого контракт может быть заключен с тем или иным конкретным лицом.
В то же время Законом N 44-ФЗ напрямую не установлено требований к контракту, заключаемому с единственным контрагентом. Кроме того, согласно общим правилам ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пп. 1, 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчиком могут не применяться положения чч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, перечисляющие ряд обязательных требований к условиям контракта. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок, в том числе в устной форме, когда такая возможность допускается Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 159, п. 2 ст. 161 ГК РФ), в письменной форме путем обмена документами (например, письмами), в том числе с использованием электронной связи, или путем совершения конклюдентных действий (оплата по счету и т.п.) в соответствии с п. 2 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-145).
Таким образом, включение в контракт, заключенный на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пункта, декларирующего соответствие поставщика требованиям к ч. 1 ст. 31 этого закона, не является обязательным. При этом само по себе наличие такого пункта в контракте каких-либо правовых последствий для сторон контракта, в том числе негативных, не влечет, а также не предоставляет заказчику никаких дополнительных прав в отношении поставщика (в том числе права запрашивать и получать в каких-либо источниках информацию о задолженностях поставщика). Подобное условие контракта носит лишь декларативный характер и указывает (притом лишь формально) на соответствие контрагента единым требованиям, предъявляемым к участникам закупок, единственным поставщикам в силу ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Форма и содержание контракта, заключаемого по Закону N 44-ФЗ с единственным поставщиком;
- Энциклопедия решений. Требование об отсутствии у участника закупки по Закону N 44-ФЗ недоимки по налогам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
1 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.