Проведена закупка с привлечением СМП. Подрядчик должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Заключен контракт с подрядчиком 08.07.2022. В контракте сказано, что подрядчик должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО, субподрядчики, соисполнители) в объеме 25% от цены контракта. В случае, если поставщик является СМП или СОНО, требование к нему не предъявляется. До 10.07.2022 подрядчик в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числился как микропредприятие, а с 10.07.2022 статус подрядчика изменился на среднее предприятие. Относится ли среднее предпринимательство к СМП? Обязан ли подрядчик привлечь субподрядчиков из числа СМП согласно контракту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Средние предприятия не относятся к субъектам малого предпринимательства.
В описанной в вопросе ситуации контрагент не обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обоснование позиции:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 данного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Условия отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого или среднего предпринимательства установлены ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1). Исходя из содержания указанной нормы средние предприятия не относятся к субъектам малого предпринимательства (малые предприятия, микропредприятия), это разные категории хозяйствующих субъектов.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает предоставление преимуществ исключительно субъектам малого предпринимательства (п. 3 ч. 4 ст. 27 этого Закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент), не являющемуся субъектом малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СОНО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном указанной нормой, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагента за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО не включается в контракт в случае, если он заключается с контрагентом, являющимся СМП или СОНО (смотрите также постановление Четвертого ААС от 12.02.2019 N 04АП-6767/18).
Вместе с тем требований о необходимости корректировки таких условий контракта с контрагентом, который на момент заключения контракта являлся СМП, но утратил такой статус уже после заключения контракта, ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не содержат. Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствуют основания для изменения таких условий контракта, если при его исполнении контрагент прекратил являться СМП, что, по нашему мнению, исключает возможность дополнения контракта условиями о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО после его заключения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Отдельно отметим, что заказчик может узнать о новом статусе контрагента, который на момент заключения контракта являлся СМП, только из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или от контрагента непосредственно. При этом законодательство РФ не содержит требований о необходимости проверки заказчиком статуса контрагента в ходе исполнения контракта и не обязывает контрагента уведомлять заказчика об изменении своего статуса при исполнении контракта.
С учетом сказанного выше, полагаем, в приведенной в вопросе практической ситуации контрагент не обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО.
В заключение отметим, что указанная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, мы не обнаружили судебной практики, где бы рассматривалась ситуация, полностью аналогичная описанной в вопросе. Официальные разъяснения государственных органов по заданному вопросу также отсутствуют. В случае возникновения спорной ситуации окончательное решение по этому вопросу может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
29 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом читайте в материале: Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства.