Законодательство о налогах и неналоговых платежах нужно корректировать в интересах бизнеса, считают юристы
Ollyy / Shutterstock.com |
Оставить заявку
Новые нормы вынуждают налогоплательщиков несколько иначе подходить к своей деятельности, считает руководитель налогового департамента компании Teva Антон Торопцев. Перед проверками предпринимателям придется, по его мнению, самостоятельно оценивать, может ли налоговый орган найти в их действиях какой-либо умысел, кроме ведения нормальной предпринимательской деятельности. Причем проводить анализ придется, как бы ставя себя на место инспектора. Впрочем, пока эксперты лишь строят предположения и признают, что реальную практику применения ст. 54.1 НК РФ можно будет увидеть только к концу текущего года.
К слову, необходимо учитывать, что законодательство о налогах не всегда играет ведущую роль – одной из особенностей сферы налогообложения эксперты считают все возрастающую роль практики, которая складывается из решений судов и актов ФНС России. По наблюдениям Юлии Литовцевой, остается все меньше налоговых решений, схем и возможностей, которые не были бы предметом позиций судов. Специалисты, по ее мнению, должны знать сложившуюся практику по вопросу, требующему разрешения в судебном порядке, поскольку доказать что-либо, опираясь лишь на закон, практически невозможно. Правда, практика, по мнению эксперта, демонстрирует определенную заинтересованность властей в пополнении бюджета. А ФНС России, по ее оценке, узко трактует даже позицию Конституционного Суда Российской Федерации. Например, по мнению Суда, привлечь к ответственности физическое лицо за правонарушение, совершенное налогоплательщиком-организацией возможно лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны возможности взыскания долга с юрлица, либо судом установлена невозможность взыскания, либо компания была фиктивной (Постановление КС РФ от 8 декабря 2017 года № 39-П). А ФНС России уточняет – для взыскания долгов организации с физлиц может быть достаточно недостоверных сведений в ЕГРЮЛ или анализа самой ФНС России о невозможности взыскания (письмо ФНС России от 9 января 2018 года № СА-4-18/45@). При этом недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ, по мнению Юлии Литовцевой, могут быть признаны и простые технические ошибки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что представители ФНС России, напротив, указывают на собственное стремление более адресно подходить к налогообложению предпринимателей и наказывать только недобросовестных плательщиков. Так, начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев подчеркнул, что ведомство планирует не только активно применять риск-ориентированный подход, но и идти дальше, погружаться в бизнес-среду. Эксперт предположил, что точность и адресность налогового администрирования уже усложнила жизнь лицам, которые занимаются неправомерной оптимизацией налогообложения.
Перечисленные особенности касаются уже действующего законодательства. В то же время эксперты предлагают корректировать и разрабатываемые сегодня законодательные инициативы – также в интересах бизнеса. Речь идет о планируемом создании реестра обязательных неналоговых платежей для предпринимателей. Заместитель директора Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ Александр Селиванов напомнил, что сегодня существуют не только федеральные платежи, но и региональные, а также местные, причем определить их общее количество крайне трудно. Он предложил закрепить порядок, в соответствии с которым все возможные обязательные платежи устанавливались бы исключительно на федеральном уровне, а регионы или муниципалитеты могли бы применить их у себя.
Обсуждая особенности налогового законодательства и практики, эксперты часто делают вывод о необходимости баланса интересов государства и бизнеса. Пока, как представляется, такой баланс не найден, хотя представители обеих сторон и предлагают шаги для его достижения.