Минфин России разъяснил особенности формирования резерва на проведение сложного и дорогого капремонта основных средств
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Нормами налогового законодательства предусмотрено право налогоплательщика на создание резерва на проведение ремонта основных средств. Отчисления в него рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 Налогового кодекса). А совокупная стоимость основных средств равна сумме первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором создается резерв.
При этом, как поясняет Минфин России, предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 июля 2023 г. № 03-03-06/1/64715). Но если у налогоплательщика есть основные средства, по которым планируется произвести особо сложный и дорогой вид капремонта, то предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму допотчислений. Но стоит учесть, что в этом случае согласно графику ремонтов в трех предыдущих налоговых периодах не производились такие же или аналогичные ремонты.
Министерство обращает внимание, что дополнительные годовые отчисления в резерв на проведение такого вида капремонта определяются исходя из общей планируемой суммы расходов на этот ремонт пропорционально количеству лет, по истечении которых он будет осуществлен снова. Налогоплательщик по окончании налогового периода обязан сравнить остаток средств резерва и сумму фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде. Если ранее осуществленные отчисления на ремонт основных средств по планируемому ремонту в следующих налоговых периодах не превышают остаток средств резерва, то неизрасходованный остаток резерва не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения в конце текущего налогового периода. Нормами налогового законодательства не предусмотрено доначисление в резерв за прошедшие налоговые периоды. А если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не включается в состав доходов для целей налогообложения.