Субъектам РФ могут снизить ставки по бюджетным кредитам
В Правительстве РФ обсудили меры по обеспечению сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ.
В ходе селекторного совещания председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев проанализировал современную ситуацию с региональными бюджетами. Так, в 2013 году доходы консолидированных бюджетов субъектов страны составили чуть более 8 трлн руб., а расходы достигли 8 трлн 800 млрд. Дефицит региональных бюджетов увеличился по отношению к 2012 году в два раза (на сумму почти 650 млрд руб.). Государственный и муниципальный долг вырос практически на четверть, при этом в некоторых субъектах он превысил 80% и более всех налоговых и неналоговых доходов региональной казны.
В связи с этим премьер-министр предложил разработать меры по решению долговой проблемы регионов, в том числе путем замещения дорогих коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными кредитами, а также рефинансирования бюджетных кредитов по сниженной ставке для регионов. Он сообщил об инициативе Правительства РФ по увеличению объема бюджетного кредитования на 100 млрд руб., и также выделению дополнительно 25 млрд руб. на сбалансированность.
В свою очередь, министр финансов РФ Антон Силуанов озвучил показатели исполнения бюджетов за первые месяцы текущего года, отметив рост доходов субъектов на 6% за четыре месяца 2014 года, а также увеличение на 8% налоговых и неналоговых доходов. Поступления по налогу на прибыль выросли на 13%. Расходы профинансированы на 6% с ростом на 6%. Расходы на выплату заработной платы увеличились на 16%, а расходы инвестиционного характера сократились на 11%. На 1 мая текущего года профицит составил 332 млрд руб. Объем госдолга за четыре месяца снизился на 3%.
Кроме того, глава Минфина России высказал ряд предложений по доходам, расходам и по межбюджетным отношениям. Так, в числе предлагаемых мер по доходам:
- введение моратория на установление новых налоговых льгот, касающийся субъектов РФ. Такая мера требуется для проведения анализа тех льгот, которые сегодня действуют на федеральном уровне;
- постепенный переход на взимание имущественного налога с физических лиц на кадастровой основе. По мнению министра, это приведет к более справедливому налогообложению имущества и позволит, с одной стороны, увеличить доходную базу бюджетов, а с другой стороны, более справедливо осуществлять налоговую нагрузку на объекты недвижимости.
- введение ежеквартальной отчетности налоговых органов по НДФЛ. "Она сегодня годовая, поэтому целый ряд компаний, предприятий не платят в течение года НДФЛ, завершая год и завершая платежи по налогу, тем самым получая, по сути дела, налоговый кредит", – подчеркнул Силуанов;
- законодательное закрепление взаимодействия между органами местного самоуправления и субъектами РФ, налоговой службой в части выявления незарегистрированных объектов недвижимости;
- изменение порядка налогообложения движимого имущества. Льготы по движимому имуществу предполагается предоставлять только на новое имущество, которое ставится на учет;
- совершенствование процедуры планирования поступлений по налогу на прибыль. Налоговым органам дано поручение рассчитывать поступления по налогу на прибыль предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, раздельно и подготавливать расчеты по планируемым налогам на очередной финансовый год и плановый период.
В части расходов, по словам руководителя Минфина России, необходимо предоставить региональным органам власти право изменять предоставляемые населению льготы, в том числе натуральные льготы, предоставлять эти льготы более нуждающимся и тем категориям граждан, которым действительно требуется поддержка государства. Также планируется исключить финансирование субъектами РФ направлений, не относящихся к полномочиям регионов (например, финансирование силовых структур).
Министр затронул и вопросы повышения производительности труда (на 50% к 2018 году) и заработной платы, отметив целесообразность принятия решения по пересмотру нормативов нагрузки на работников бюджетной сферы и изменение порядка расчета зарплаты исходя из фактического уровня заработной платы, сложившейся за предыдущий год. Кроме того, предполагается установить повышение зарплат работникам бюджетной сферы в пределах плюс-минус 5% от среднего по уровню экономики. Также проанализирована возможность установления моратория на принятие решений по изменению разграничений полномочий между РФ, субъектами РФ, а также на введение новых полномочий, которые ложатся на плечи субъектов РФ.
Наконец, в сфере межбюджетных отношений ключевой идеей является сокращение количества субсидий регионам. Предполагается, что это будет способствовать более эффективной трате ресурсов как федеральных, предоставляемых в виде субсидий, так и региональных, которые регионы выделяют на эти цели. Одновременно планируется снизить на два-три года долю софинансирования из федерального бюджета обязательств, которые сегодня реализуют регионы с 30% для среднего уровня до 5% для высокодотационных субъектов.
"Действительно сейчас непростые времена, но здесь нужно движение как со стороны федерального центра, так и со стороны субъектов РФ", – констатировал Антон Силуанов. Он призвал к выработке совместных мер для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.