Общественники предлагают уделять больше внимания профориентации школьников
В Общественной палате РФ выдвинули инициативу по разработке программ профессионального погружения школьников. Предполагается, что они будут включать в себя базовый блок, содержащий основную установку на профессиональное развитие, и стратегический модуль, предполагающий активную подготовку к будущей профессии.
Подобные программы уже апробируются в отдельных субъектах РФ. Так, директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области Ольга Касимова рассказала о внедрении в регионе авиационного модуля. Реализуемые там авторские образовательные программы служат становлению профессионального самосознания детей – будущих пилотов и конструкторов.
Добавим, что по закону регионы уже сегодня обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет. Правда, конкретные форма и содержание этих мероприятий не определены (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Кроме того, предусмотрено, что в школах могут реализовываться дополнительные предпрофессиональные программы. Содержание таких программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией (ч. 4 ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Еще одно предложение ОП РФ, которое должно будет способствовать развитию профессиональной ориентации детей, – исключить из критериев эффективности работы региональных властей показатели ЕГЭ. По мнению экспертов, это препятствует формированию системы образования, ориентированной на профессиональную подготовку. "Школы зацикливаются на подготовке учеников к тестам и не уделяют внимания другим аспектам образовательного процесса", – отмечается на сайте ОП РФ.